margarin02 (karlusha1986) wrote,
margarin02
karlusha1986

"Клуб политических пенсионеров" закрыт

Что изменится на Северном Кавказе с упразднением Минрегиона: экспертное мнение

Недавнее упразднение Министерства регионального развития в структуре российского правительства – давно назревший шаг, считает Владислав Варшавский, генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы ЮИКЦ (Краснодар). Минрегион в последнее время последовательно уступал свои функции другим ведомствам, а кадровый состав министерства, в руководстве которого преобладали бывшие губернаторы, не позволял говорить о его влиятельности.
Однако переход к территориальному принципу управления российскими регионами не обещает быть простым, прежде всего на Северном Кавказе. Здесь, по мнению Владислава Варшавского, главным препятствием будут пресловутая кавказская клановость и непрозрачность распределения бюджетных средств. Тем не менее, как минимум один регион СКФО – Ставропольский край – сегодня демонстрирует готовность играть по другим правилам.

- Официальная версия упразднения Минрегионразвития заключалась в том, что значительная часть его компетенций, как сообщил премьер-министр президенту, была разверстана между новыми ведомствами – министерствами по делам Крыма, по развитию Дальнего Востока и по развитию Северного Кавказа. Можно ли утверждать, что это действительно главное обоснование?

- После создания министерств по делам Дальнего Востока, Северного Кавказа и Крыма на самом деле возник логичный вопрос: а что является функционалом Минрегионразвития?

Это министерство курировало ряд федеральных программ по развитию регионов плюс особые экономические зоны (ОЭЗ). Но теперь по проблемным регионам появились отдельные министерства, остальные федеральные программы и ОЭЗ идут по линии Минэкономразвития, олимпийские проекты ушли.

Таким образом, из структуры правительства было исключено лишнее звено, функционал которого и раньше вызывал большое количество вопросов.

- Могло ли дополнительным мотивом для упразднения Минрегионразвития стать то обстоятельство, что это ведомство быстро стало представлять собой «клуб политических пенсионеров», состоящий из бывших губернаторов?

- Не исключено и такое обоснование. Если те или иные люди почётно вышли на пенсию или расписались в своей несостоятельности, то их влияние по определению снижается.

О какой тогда влиятельности ведомства, где на руководящих постах оказались отставники, можно говорить?

- Тем не менее в последнее время Минрегионразвития инициировал ряд важных проектов, например, по развитию региональной авиации или по управлению агломерациями, в которых, кстати, активно участвовали регионы СКФО и ЮФО. Как, на ваш взгляд, может сложиться их дальнейшая судьба?

- Сейчас очень много инициатив по развитию регионов все больше связывается с Минпромом. Позиции его главы Дениса Мантурова усиливаются, это видно даже по его постоянному присутствию в поездках первых лиц страны.

И если такое влияние есть, то почему бы его не использовать? Поэтому я думаю, что часть функционала Минрегионразвития – те же индустриальные парки или агломерации – перейдет в ведение Минпрома, и тут мы точно ничего не потеряем, а скорее всего, приобретем.

- А какое политическое будущее может ждать бывших губернаторов, продолживших свою карьеру в Минрегионе?

- Сложно сказать. Может быть, они пригодятся в Министерстве по развитию Дальнего Востока – там, насколько я знаю, большой кадровый голод, они ищут людей, и нужны там в первую очередь профессионалы-исполнители, а не «политики».

- Будет ли территориальный принцип управления, к которому сейчас перешло правительство в отношении трех регионов страны, более эффективен? Прежде всего, конечно, интересно ваше мнение о Министерстве по делам Северного Кавказа.

- Я думаю, что его создание – это спорный момент. В этом регионе есть полуфеодальные структуры, которые очень сложно переломить. Они себя прекрасно чувствовали и продолжают чувствовать при любой организации управления, имея «доступ к телу», что позволяет им решать любые задачи.

- Но на Северном Кавказе у федерального центра есть еще и вторая «нога» в виде полпредства президента в СКФО. Такая структура позволит сделать регион более управляемым?

- На самом деле все это делается для получения федерального финансирования и различного рода преференций, а для этого, в свою очередь, нужен лидер, который будет лоббировать всевозможные формы господдержки.

Но это не снимает вопросы о том, какие именно инициативы нужно продвигать в проблемных территориях, и масса вопросов по адресности господдержки на том же Северном Кавказе возникает уже давно.

- Можно ли конкретизировать последний тезис?

- Например, выделяются субсидии на поддержку малого и среднего бизнеса – и как они расходуются? В распределении этих субсидий велика коррупционная составляющая, а в результате эффективность ассигнований удручающе низка.

- Каким образом новые структуры управления Северным Кавказом могут изменить эту ситуацию?

- Если у нового министерства и полпредства будут широкие властные полномочия, которые позволят влиять на процессы социальной нестабильности не только монетарно, но и силовыми методами, тогда имеет смысл продолжать удобрять эту благодатную почву.

- Видите ли вы признаки улучшения инвестиционного климата на Северном Кавказе?

- В Ставропольском крае с появлением нового губернатора однозначно да. Судя по ряду отзывов, у Владимира Владимирова быстро сложился имидж человека, который соблюдает определенные договоренности.

Более того, статистика показывает, что на Ставрополье за последние три года пришли 8 иностранных инвесторов – это существенно больше, чем, допустим, в Краснодарском крае.

- Не так давно «слухмейкеры» в очередной раз отправляли в отставку кубанского губернатора Александра Ткачева – на сей раз представлять регион в Совете Федерации. Как вы думаете, это просто очередная утка или за этими слухами есть реальные основания?

- Пресс-служба Ткачева сразу опровергла эту информацию, но такие слухи периодически возникают на протяжении как минимум 10 лет. Возможно, сейчас был сделан очередной информационный вброс, чтобы посмотреть на отклики.

Но объективно нужно признать, что Александр Ткачев давно перерос масштабы региона, это уже фигура федерального уровня. Редкий регион может похвастаться тем, что его губернатора хорошо знают за его пределами обычные люди, а имя Ткачева на слуху у всех.

- Можно ли в таком случае считать продуктивным направлением кадровой политики дальнейший переход региональных глав на федеральный уровень, или опыт Минрегионразвития скорее говорит об обратном?

- Почему нет? По большому счету, это нормальное явление, да и Москва состоит не только из москвичей. Но нужно разделять две вещи.

Если собирать региональных чиновников в столичный «клуб пенсионеров», это плохо, а если региональные кадры перемещаются на федеральный уровень, чтобы продолжать там продуктивную работу, то это совсем другое дело.

Tags: Экономика, минрегионразвития, увольнения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments